В историческом центре города Брянска на бывшем Московском тракте (ныне улица Калинина) возвышается современное здание Брянской областной филармонии.
«Это наш Дом музыки», — любовно говорят о филармонии артисты и многочисленные любители музыки Брянщины.
А начинала свою историю Брянская филармония в самые тяжёлые для страны военные годы.
5 июля 1944 в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР на карте страны появилось новое административно-территориальное образование — Брянская область.
С 1944 года начинается новая страница истории древней славянской Брянской земли.
Приметой времени стало одновременное учреждение в 1944 году Брянской Областной библиотеки, Областного центра народного творчества и концертно-эстрадного бюро (КЭБ), позднее выросшего в филармонию.
В решении Государственной штатной комиссии при Совете народных комиссаров СССР от 27 февраля 1944 чётко были определены основные задачи: повышение культурного уровня трудящихся путём широкой пропаганды советского эстрадного искусства, и искусства народов СССР.
Нередко выступления первых коллективов КЭБА проходили в неотапливаемых помещениях, при свете керосиновых ламп, которые стояли вместо софитов на самом краю сцены. И от бурных аплодисментов они нередко гасли.
В 1945 году Решением исполкома Брянского областного Совета депутатов трудящихся № 142 от 03.02.1945 года за Брянским концертно-эстрадным бюро было закреплено здание клуба им. Д. Бедного. Ранее это была церковь, переделанная в кинотеатр: зал на 400 мест, прекрасные кресла, занавес из бархата, инструменты – все было трофейное.
Но вскоре здание дало трещину, и учреждение оказалось без помещения (в архивных документах упоминается постановление «О прекращении работы клуба им. Д. Бедного» от 27.06.1945).
С тех пор Брянское КЭБ «квартировало» в разных помещениях и учреждениях: было в кинотеатре «Новости дня», в театре, где под КЭБ были отведены три крошечные комнаты, арендовало подвальные помещения в здании областной библиотеки…
Но это не помещало развитию учреждения и работе по пропаганде лучших образцов музыкального искусства среди населения.
Яркую страницу в историю творческого становления будущей Брянской филармонии вписал замечательный музыкант, пропагандист русской народной песни Федор Михайлович Оленев, который руководил ансамблем песни и пляски Брянских партизан.
В репертуаре коллектива был обширный перечень авторских советских и народных песен, звонких и политически острых частушек. Ф.М. Оленев знал и любил народное творчество, собирал уникальные образцы устного народного искусства, был знатоком особенностей регионального стиля в песне и хореографии. Программы его коллектива, состоявшего из профессиональных артистов и участников довоенной художественной самодеятельности, всегда были динамичными по своему развитию, яркими по содержанию, захватывающими по силе эмоционального воздействия.
Ансамбль песни и пляски Брянских партизан под рук. Ф.М. Оленева
Частыми и любимыми гостями в послевоенном Брянске были столичные артисты – признанные мастера советской эстрады.
Знаменитый Григорий Маркович Ярон с московской опереттой выступал на крохотных сценах Брянского Дома офицеров и клуба имени Дзержинского. Непревзойденные Штепсель и Тарапунька, Рудаков и Нечаев много раз бывали в Брянске…
Но не только гастрольные концерты проходили с ошеломляющим успехом. В то время в Брянском концертно-эстрадном бюро работала известная певица – Клара Каркан, которая позже стала солисткой хора имени Свешникова.
Афиши артиста Г.Г. Либермана
Артист и лектор-искусствовед Заслуженный работник культуры РФ Георгий Германович Либерман, известный и любимый на Брянщине артист, вёл литературно-музыкальный лекторий с программами по произведениям Лермонтова, Пушкина, Некрасова, а также вёл концерты большинства приезжих знаменитостей – Александра Николаевича Вертинского, Клавдии Ивановны Шульженко, солистов Большого театра, столичных ансамблей и оркестров, выступавших на брянских площадках. Его сценическое обаяние, артистизм, блестящая память, тонкое чувство юмора сделали его на долгие годы любимцем публики. Всю свою жизнь Г.Г. Либерман посвятил Брянской филармонии. Для всех артистов он был примером высокой сценической культуры.
Георгий Германович Либерман
Коллективы Брянского КЭБ часто выступали и за пределами области, на Смоленщине, Орловщине, в Воронежской области и других регионах. А эстрадная театрализованная программа «Брянская улица» группы артистов под руководством Бориса Быкова триумфально объехала всю страну — «Брянская улица» звучала во многих городах, республиках Советского Союза. Борис Быков — артист, музыкант, композитор стал широко известен своими песнями о Брянском крае. Публика со слезами на глазах «вспоминала» вместе с артистами дороги войны, утраты и потери, радовалась Победе и хотела радости и любви. Украшением программы был дуэт Б.М. Быкова и артистки разговорного жанра, поэтессы Нины Григорьевны Геровой. Верная спутница по жизни, Н.Г.Герова на долгие годы составила блестящий артистический дуэт с Б.Быковом, именно на её стихи Быков создал свои самые яркие песни. Несколько десятилетий верного служения эстрадному искусству сделали Н.Герову и Б.Быкова легендами Брянской сцены.
Театрализованная программа«Брянская улица»
Борис Михайлович Быков
Нина Григорьевна Герова
В соответствии с решением Облисполкома от 30 декабря 1958 года № 438 и письмом Министерства культуры РСФСР от 27 апреля 1959 года Брянское концертно-эстрадное бюро было переименовано в Брянскую областную филармонию.
Весь путь становления Брянской филармонии с ней проходили не только артисты, но и руководители, которые были незаурядными личностями.
Василий Васильевич Коростин был не только руководителем учреждения, но и одновременно начальником отдела искусств облисполкома. Позднее В. В. Коростин уехал из Брянска и стал директором известной на всю страну Ялтинской филармонии.
Затем филармонию возглавил Леонид Борисович Федоров. Известные советские артисты знали его и любили приезжать в Брянск с концертными выступлениями.
Галина Ивановна Сафронова возглавила Брянскую филармонию, приехав сюда из Ставрополя по назначению из Министерства культуры. За время её работы в Брянск не раз приезжали Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, скрипачи и солисты Большого театра и многие известные коллективы.
Значительный вклад в дело развития Брянской филармонии внёс Александр Васильевич Шаповаленко, прошагавший не одно десятилетие вместе с любимым детищем.
Именно при нем у филармонии появилось своё прекрасное здание — концертный зал «Дружба», велась большая работа по укреплению материально-технической базы учреждения, по долевому участию в приобретение жилья для работников и приглашению новых талантливых артистов.
Это дало возможность укрепить кадры, пригласить опытных музыковедов, вокалистов – Татьяну Бородулину, Ольгу Антер, Бориса Бруснева…
Квартет электронных баянов
В середине 70-х годов были приобретены электронные баяны и возник квартет под руководством Зиновия Слободницкого, объехавший с уникальными концертами органной музыки десятки городов СССР. Талантливые музыканты В.Сычев, А. Ревякин, Н.Обухов под руководством З.Слободницкого создали неповторимую программу из произведений органной музыки. Эту программу они показали по всей стране: от прибалтийских республик до Владивостока.
В этот же период был создан камерный оркестр во главе с замечательным музыкантом, скрипачом, преподавателем музыкального училища Игорем Константиновичем Дубининым. Исключителен вклад Заслуженного работника культуры РФ Игоря Константиновича Дубинина в развитие музыкального исполнительства и просветительства региона. Блестящий скрипач, замечательный преподаватель музыкального училища, последовательный и умный пропагандист музыкального искусства, он из года в год вместе с камерным оркестром просвещал и учил детей и подростков слушать музыку, объездил с концертами десятки средних общеобразовательных школ и многие Дома культуры Брянщины.
О камерном оркестре под руководством И.К. Дубинина критики много писали, отмечая безукоризненный вкус и высокую культуру руководителя, огромные исполнительские возможности оркестра.
Камерный оркестр под рук. И.К. Дубинина
Камерный оркестр стал украшением программ творческого отчёта Брянской филармонии в Москве. Сегодня с филармонией успешно и плодотворно сотрудничает сын И.К.Дубинина, композитор и пианист, заслуженный работник культуры Брянской области Владимир Игоревич Дубинин.
Одновременно с оркестром был создан струнный квартет, руководимый Заслуженным работником культуры РФ Марком Ефимовичем Белодубровским.
В составе квартета играли М. Белодубровский(первая скрипка), В.Фиш (вторая скрипка), И.Каплун (альт), Ю.Терешин (виолончель).
Первые концерты струнного квартета сразу сделали этот ансамбль фаворитом Брянской публики. Квартет показал совершенное ансамблевое искусство, блестящее исполнительское мастерство и безукоризненный вкус. Исполняемый репертуар квартета позволил слушателям глубже узнать классику и открыть для себя мир современной музыки.
В 1988 году Союз композиторов России приветствовал мировую премьеру Пятого квартета Н.Рославца в исполнении Брянского струнного квартета и отметил это как значительное событие для современной музыки России.
Марку Ефимовичу Белодубровскому принадлежит в истории филармонии совершенно особое место. Замечательный скрипач, талантливый преподаватель он долгие годы сотрудничал с филармонией как солист-инструменталист и композитор. Во многом благодаря его целенаправленной поисковой краеведческой работе и активной гражданской позиции в современный контекст было возвращено имя незаслуженно забытого российского композитора Николая Андреевича Рославца.
С 1986 года на сцене Брянской филармонии стали проходить концерты Международного фестиваля им. Н. Рославца и Н. Габо, ставшие ярким событием музыкальной жизни Центрального Федерального округа.
В начале 90-х годов из группы выпускников музыкального училища и училища культуры был создан вокально-хореографический ансамбль «Русская песня», который сразу обрёл своих почитателей.
Тогда же второе дыхание обрела брянская эстрада. Успешно работал ансамбль «Рокпанорама» под руководством Сергея Муравьева, группа «Парад» во главе с Александром Капланом стала лауреатом Всероссийского конкурса эстрадной песни в г. Сочи; всю область исколесили коллектив «Вокруг смеха», группы «Будильник» и «Флюгер».
Много лет успешно работал эстрадный коллектив«Десна» под руководством Юрия Радовского. Программа «Сказки Брянского леса» (автор А. Внуков) представляла филармонию и у себя в области, и далеко за её пределами.
Певица Любовь Батуро
Любовь Батура из Клинцов и Анна Лучкина из Дятьковского района представляли в коллективе филармонии самобытное народное искусство. В Брянском цыганском ансамбле проявляли незаурядные способности Рада и Николай Волшаниновы, которые позднее стали ведущими артистами Московского театра «Ромэн».
Лучшие свои годы отдали родной Брянщине сестры Головановы — своеобразный народный дуэт, замеченный и поощренный Людмилой Зыкиной во время её первого приезда на гастроли.
Брянская филармония начала приглашать в Брянск известных исполнителей, популярных певцов и артистов, лучшие эстрадные коллективы. Завязались добрые отношения с ансамблем «Лейся песня», «Весёлые ребята», «Самоцветы», которые не раз приезжали в наш город.
Брянская публика могла видеть, слышать, общаться, наслаждаться искусством многих мастеров. В разные годы на брянской сцене выступали Махмуд Эсамбаев, Людмила Зыкина, Леонид Сметанников, Гелена Великанова, Александра Стрельченко, Борис Штоколов, Людмила Гурченко, Александр Ворошило, Эдита Пьеха, сестры Рузанна и Карина Лисициан, Надежда Чепрага, Лайма Вайкуле, Ольга Воронец, Муслим Магомаев, Тамара Синявская, Александр Подболотов…
Нельзя не отметить выступления популярных артистов кино Евгения Леонова, Андрея Миронова, Ларисы Голубкиной, Евгения Матвеева, которые собирали полные залы.
Почти ежегодно в Брянске выступал ансамбль скрипачей ГАБТа под руководством Юлия Реентовича. На многих площадках области пели Иосиф Кобзон и Валентина Толкунова. Валентина Толкунова называла Брянскую филармонию своим вторым родным домом, где она всегда была окружена заботой и добрым отношением.
Предметом особой гордости всего коллектива филармонии стал успех, выпавший на долю брянских артистов во время творческого отчёта в Москве. Московская критика, специалисты Министерства культуры РФ высоко оценили профессионализм брянской филармонии, хорошо укомплектованный штат артистами разных жанров, наличие в филармонии коллективов классического искусства и народной музыки.
Большим событием культурной жизни региона стал приезд в 1986 году в Брянск всех министров культуры республик Советского союза, которые приняли решение творчески поддержать Брянщину как регион, наиболее пострадавший в результате Чернобыльской аварии, и выступили на сцене концертного зала«Дружба». В этот период десятки самых выдающихся солистов и коллективов страны приезжали с циклами концертов по области.
Брянская филармония в первые месяцы после аварии на Чернобыльской АЭС сформировала концертные бригады для работы в юго-западных районах. Брянские артисты охотно выступали перед чернобыльцами-ликвидаторами и жителями юго-западных районов. Особенно часто выступал в этом регионе Заслуженный артист России, солист-вокалист Владимир Зотов. Он обладал ярким сценическим обаянием, имел удивительный по красоте тембра голос, исполнял десятки песен. Владимир Зотов, по мнению специалистов, входил в десятку лучших голосов эстрадного искусства России.
Заслуженный артист России В.Зотов
В течение длительного периода главными режиссерами филармонии были Заслуженные работники культуры России Б. Я. Вишневский и Р.Е. Сенчукова. Яркие и талантливые режиссеры, они выступали главными сценаристами и режиссёрами концертных программ филармонии и областных общественно значимых мероприятий. Их профессиональная репутация, креативный склад ума, мобильность, пытливость, современное мышление, умение работать в дуэте сразу ввели их в круг «избранных» режиссеров массовых зрелищ Советского союза.
Их авторский «ансамбль» вскоре пополнился уникальными мастерами хореографии —заслуженными работниками культуры Ю.Д. Орловым, Т.М. Ломаковой, которые сумели вплести хореографические узоры в режиссёрскую ткань массовых представлений.
Этот авторский коллектив пользовался непререкаемым авторитетом в профессиональной среде Советского союза, обеспечивал успех всех проводимых ими мероприятий, был всегда особой гордостью Брянской филармонии.
Украшением концертных программ зрители и специалисты называли режиссера филармонии и бессменного ведущего массовых представлений и концертов Анатолия Борисовича Рудницкого. Несравненный тембр голоса Рудницкого, неповторимая элегантно-выдержанная манера, художественный вкус и сценическая воля всегда являлись залогом успеха многих филармонических программ.
Талантливым и креативным художественным руководителем, затем директором филармонии был музыковед Сергей Анатольевич Башкатов, который умел «слышать» артистов, помогал им раскрыть свою творческую индивидуальность и вовремя подхватывал инновационные предложения.
Благодаря его поддержке и непосредственному участию на Брянской земле появился и успешно развивался эксклюзивный для России проект Фестиваля современного искусства, связанного с увековечением памяти великого реформатора музыки 20 века Н.А. Рославца.